Иcследовательско-практический проект “Живые сообщества” – “Живые сообщества: продолжение”

Проект: Иcследовательско-практический проект “Живые сообщества” – “Живые сообщества: продолжение”

Финансирование: Осуществляется в сотрудничестве с фондом “Живая традиция” и Синодальным отделом по благотворительности при поддержке Фонда президентских грантов.

Участники проекта: Забаев ИванПруцкова ЕленаВрублевская Полина, Кострова Елизавета, Крихтова Татьяна, Елагина Валерия, Маркин Кирилл, Орешина Дарья, прот. Емельянов Николай

О проекте
Проект направлен на развитие социальной деятельности православных приходов и НКО для повышения эффективности в решении локальных социальных проблем, в том числе совместно со светскими и государственными акторами. Непосредственными адресатами и участниками мероприятий проекта являются активисты приходов, сотрудники конфессионально ориентированных и светских НКО, сотрудники епархиальных отделов по благотворительности и социальному служению в пяти регионах пяти федеральных округов РФ. Социальная помощь уязвимым категориям населения является важным аспектом деятельности многих приходов. Относительно небольшой размер и интегрированность в местное сообщество позволяют приходу гибко реагировать на специфику локальных потребностей по социальной поддержке граждан и подстраиваться под конкретные задачи. Есть примеры, когда приходу удаётся преобразовать социальную среду на территории за своими пределами и успешно реализовывать социальные проекты, однако чаще, несмотря на готовность активных прихожан развивать социальную деятельность, подобные результаты не достигаются. Наиболее очевидным препятствием является недостаточное финансирование, но привлечение средств может стать решением не во всех случаях. Прежде фонд «Живая традиция» проводил серию семинаров для улучшения навыков фандрайзинга среди приходских активистов и по их итогам установил, что более надежный эффект от обучающих мероприятий возможен при предварительном социальном анализе текущей ситуации на местах. У практиков зачастую отсутствует общее видение устройства их деятельности и понимание её потенциала в связи с имеющимися возможностями. Полезным здесь будет исследование социально активных приходов с выявлением критериев и причин успешности определённых практик и наблюдением за менее активными приходами с фокусом на их специфических трудностях. Такое сопоставление даст возможность разработать содержательные локально ориентированные рекомендации для повышения эффективности в решении локальных социальных проблем тех проектов, которые уже реализуются, а также для роста числа социальных инициатив. В рамках проекта будет проведено (1) пять этнографических экспедиций в региональные православные приходы для социологического изучения их социальной деятельности; (2) 30 мероприятий на местах (воркшопы, он-лайн лекции, практикумы и презентации результатов этнографического исследования), в рамках которых представители целевых групп не только улучшат свои компетенции по разработке социальных проектов, но и получат рекомендации по своей деятельности от экспертов. В результате проектных мероприятий непосредственные участники организации и реализации социальной деятельности в православных приходах и НКО смогут развивать существующие и новые инициативы с опорой на уникальные данные проведённых социологических исследований и специально разработанные методические рекомендации о возможных стратегиях повышения эффективности социальных проектов для местного сообщества.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ

Отчётная конференция научной лаборатории «Социология религии» (27 декабря 2024 г.) >>>

Команда проекта «Живые сообщества» возобновила проведение аналитических семинаров >>>

Отчетная презентация по итогам научно-практического исследовательского проекта «Живые сообщества» (2021-2024) >>>

В шести епархиях состоялись финальные презентации с результатами проекта «Живые сообщества: продолжение» (февраль 2024 г.) >>>

Отчётная конференция научной лаборатории «Социология религии» (27 декабря 2023) >>>

В Россошанской епархии прошло шестое полевое исследование в рамках проекта «Живые сообщества: продолжение» (17-23 октября 2023 г.) >>>

В Рыбинской епархии прошло пятое полевое исследование в рамках проекта «Живые сообщества: продолжение» (7-12 октября 2023 года) >>>

В Хабаровской епархии прошло четвертое полевое исследование в рамках проекта «Живые сообщества: продолжение» (12-19 июля 2023 г.) >>>

В Томской епархии прошло третье полевое исследование в рамках проекта «Живые сообщества: продолжение» (15-22 июня 2023 г.) >>>

В Переславской епархии прошло второе полевое исследование в рамках проекта «Живые сообщества: продолжение» (16-20 мая 2023 г.) >>>

В Омской области прошло первое полевое исследование в продолжении проекта “Живые сообщества” (12-20 марта 2023) >>>

photo_2023-02-14_14-14-31

Живые сообщества: продолжение», направленный на развитие церковной социальной работы, выиграл в первом конкурсе Фонда президентских грантов (1 февраля 2023) >>>

7-13 октября 2022 в Великом Новгороде XXII Международная школа по фольклористике и культурной антропологии Центра Типологии и Семиотики Фольклора РГГУ “Антропология религии” >>>

В пяти епархиях состоялись финальные презентации с результатами по проекту «Живые сообщества» >>>

27-28 мая 2022 состоялась Всероссийская конференция с международным участием «Исследования религии: прошлое, настоящее, будущее» >>>

В Ростовской области прошло пятое полевое исследование в рамках проекта Живые сообщества >>>

С 21 по 25 февраля прошла четвертая экспедиция проекта «Живые сообщества» >>>

В Самарской области прошло третье полевое исследование проекта «Живые сообщества» с 18 по 25 декабря 2021 года >>>

В Екатеринбурге и Михайловске прошло второе полевое исследование проекта «Живые сообщества» >>>

С 16 по 23 сентября 2021 прошло первое полевое исследование в рамках проекта «Живые сообщества» >>>

Исследовательско-практический проект «Живые сообщества» выиграл во втором конкурсе Фонда президентских грантов >>>

СЕМИНАРЫ

Семинар №1. 11.06.2024
На установочном семинаре участники обсудили возможные стратегии работы с массивом полевых данных. Среди потенциальных способов описания материалов были обозначены типы локализации храмов по населенным пунктам и факту работы храма в советское время; противопоставление фигур священника и социального работника на ментальной карте церковного сообщества; пересечение данных анкетирования с данными глубинных интервью. Также были обсуждены желаемые стратегии работы с данными, согласно научным интересам участников, а также ожидания коллег от семинара.

Семинар №2. 18.06.2024
На втором семинаре участники обсуждали возможные стратегии анализа данных проекта и наметили три подхода к их систематизации. Один из них предполагает кодирование интервью с опорой на индикаторы, разработанные в рамках операционализации понятия «живого» прихода. Другой вариант основан на выявлении общей проблемы или нескольких ключевых проблем, наиболее часто встречающихся в кейсах. Третий подход заключается в движении от анализа отдельных интервью к более широким обобщениям, позволяя выстроить целостную картину на основе собранных данных.

Семинар №3. 02.07.2024
На третьем семинаре состоялась дискуссия о том, насколько существующая операционализация понятия «живой приход» соответствует анализу интервью. Участники отметили, что многие потенциально значимые факторы, упоминаемые респондентами, не находят отражения в предложенных индикаторах. Кроме того, было признано, что интервью не всегда позволяют выявить негативные стороны приходской жизни: некоторые аспекты остаются за рамками обсуждения либо потому, что кажутся респондентам слишком очевидными, либо из-за нежелания говорить о конфликтах и проблемах внутри сообщества. Особое внимание привлекли метафоры болезни и исцеления как возможный инструмент теоретизирования. Живое может испытывать боль и проходить через периоды кризиса. Показательно, что приходская община может переживать конфликты, но при этом сохранять свою целостность и продолжать развитие. В результате было принято решение временно отказаться от разработанной ранее схемы операционализации.

Семинар №4. 26.09.2024
На семинаре участники обсудили результаты кодировки интервью и осевые категории, позволяющие выделить схему организации приходской жизни. Одним из ключевых наблюдений стало центральное положение настоятеля в большинстве приходов. Это породило дискуссию о том, следует ли уделить отдельное внимание фигуре настоятеля, подробно описав его роль и специфику, или, напротив, рассматривать приходскую жизнь без акцента на его личность, сосредоточившись на структуре и динамике сообщества. Третий подход предполагает анализ различных моделей взаимодействия настоятеля с прихожанами. Помимо настоятеля, важную роль в приходской жизни играет соцработник — человек, оказывающий влияние на принятие решений, касающихся деятельности прихожан. В некоторых регионах, например в Воронежской области, такую функцию выполняют женсоветы. Формируется типичный портрет соцработника: это, как правило, женщина в возрасте 40–50 лет. В завершение встречи участники обсудили слабые стороны существующих подходов к операционализации понятия «живой приход» и возможные пути их совершенствования.

Семинар №5. 10.10.2024
На пятом семинаре проекта «Живые сообщества: продолжение» обсуждалась структура будущей монографии и уточнение индикаторов «живости» приходов. Были предложены три варианта организации текста: главы по кейсам, объединение приходских кейсов по теоретическим категориям или разделение глав по индикаторам операционализации. Участники отметили необходимость доработки операционализации «живого» прихода, поскольку существующие индикаторы не отражают различия между типами священников и их влиянием на организацию общины. Внимание было сосредоточено на кейсах приходов в Балтийске и Острогожске. В Балтийске обсуждалось влияние среды на приходскую деятельность, а в Острогожске — роль женсоветов как религиозного аналога светского института.

Семинар № 6. 24.10.2024
На семинаре проекта обсуждались кейсы Спасо-Преображенского кафедрального собора и храма иконы Божией Матери «Благодатное Небо» в Хабаровске. Особое внимание уделялось особенностям приходских общин, не вписывающимся в ранее сформулированные типологии, включая «размытый» тип. На примере кафедрального собора обсуждалось, как отсутствие устойчивой идентичности, связанной с общиной, влияет на активное участие прихожан в жизни храма. Участники также рассмотрели возможность использования страниц приходов в социальных сетях как дополнительного источника данных. Важным итогом встречи стало согласование принципа кодирования интервью по методологии Страусса и Глезера с акцентом на поиск осевой категории, действий и процессов.

Семинар № 7. 07.11.2024
На седьмом семинаре проекта «Живые сообщества: продолжение» обсуждались ключевые категории анализа приходской жизни: дисциплина, справедливость, харизма, энтузиазм, семейность. Обсуждение проводилось на основе аналитических материалов, подготовленных участниками. Были затронуты вопросы влияния таких факторов, как позиция настоятеля, фигура «второго человека» и структура прихода, на «живость» приходской общины. Кроме того, рассматривались условия, позволяющие различать «закрытые» и «открытые» приходские общины. Также был поднят вопрос о целесообразности выделения подкатегорий в крупных аналитических категориях, таких как «любовь» и «семья».

Семинар № 8. 21.11.2024
На семинаре рассматривались различные типы участия в приходской жизни и их потенциальное влияние на функционирование православных общин. Дополнительно были обсуждены структурные и контекстуальные факторы, влияющие на «живость» приходов, такие как пространственная близость храма к историческому и географическому центру города, возраст настоятеля и сложившиеся пастырские традиции. Вторая часть дискуссии была посвящена вопросам систематизации данных о приходских общинах в рамках базы данных проекта «Живые сообщества».

Семинар №9. 05.12.2024
Девятый семинар проекта «Живые сообщества» был посвящен анализу влияния пространственных и географических факторов на внебогослужебную деятельность православных приходов. С докладом выступил магистрант МГУ Ярослав Куксин, представивший результаты исследования географического распределения внебогослужебной деятельности московских общин. Анализ выявил четкую дифференциацию по трем зонам. В центре Москвы приходская активность относительно низкая, что объясняется ограниченностью помещений для мероприятий в исторических храмах, конкуренцией со стороны светских организаций (культурных центров, НКО), а также низкой плотностью жилой застройки, сокращающей потенциальную аудиторию. В Новой Москве наблюдается динамичное развитие внебогослужебных инициатив, тогда как полупериферийные районы занимают промежуточное положение.
Отдельно участники рассмотрели проблему взаимодействия трех акторов в городском пространстве — приходских общин, местных жителей и муниципальных властей. Подчеркнута необходимость изучения их кооперации или конфликтов на уровне конкретных районов, что может стать темой будущих исследований.

Семинар №10. 10.12.2024
Десятая встреча в рамках проекта «Живые сообщества» была посвящена структурированию сводной таблицы, обобщающей результаты анализа данных по всем исследованным приходским общинам. На текущем этапе проекта сформирована база из 20 кейсов, каждый из которых включает достаточный массив интервью для анализа. В рамках каждого кейса уже выделены ключевые категории, характеризующие «живость» сообщества, такие как активность, устойчивость и вовлеченность.

Несмотря на систематизацию основной информации в единой таблице, участники предложили дополнить ее новыми индикаторами для углубленного анализа. В частности, для изучения взаимосвязи между «живостью» общины и ролью священника решено ввести переменные, позволяющие типологизировать клириков: стаж служения после хиротонии, уровень и направление образования (светское или духовное), а также личные интересы и внебогослужебные инициативы. В перспективе эти данные могут стать основой для отдельной таблицы, объединяющей информацию о священниках, участвовавших в интервью в рамках проекта. Это позволит проводить кросс-анализ роли личности клирика в формировании динамики приходской жизни.

Семинар №11. 24.12.2024
Семинар был посвящен обсуждению концепции «второго человека» как медиатора особого способа коммуникации в приходской общине. Для фигуры «второго человека» характерно отсутствие формальных обязательств в приходском сообществе, однако такой человек создает и поддерживает связи с большим количеством людей как внутри сообщества, так и за его пределами. В отличие от священника, «второй человек» обычно не является клириком, что позволяет прихожанам выстраивать с ним горизонтальные, а не вертикальные отношения. Таким образом, он формирует альтернативный источник авторитета, способствующий открытому и неформальному взаимодействию в общине.

Семинар №12. 21.01.2025
Семинар был посвящён анализу особенностей православия на Дальнем Востоке. В интервью подчеркивается, что Хабаровский край воспринимается как регион, где после советского периода традиции пришлось возрождать практически с нуля. Коренные малочисленные народы, в первую очередь нанайцы, остаются мало вовлеченными в православную традицию. Ранее это проявилось в конфликте вокруг инициативы перевода Библии на нанайский язык: местные жители расценили это как навязывание чуждой их культуре религии. Отдельно обсуждались организационные сложности: в Хабаровске из-за малого числа храмов и нехватки священников один клирик часто обслуживает несколько приходов, не закрепляясь надолго за конкретной общиной. Это приводит к функциональному разделению храмов: например, в одном сосредоточена воскресная школа, в другом — хоровая деятельность и т. д.

Семинар №13. 30.01.2025
На очередной встрече проекта «Живые сообщества» участники обсудили интервью со священниками, собранные в приходских общинах Самарской и Ростовской областей, а также ранее подготовленные аналитические материалы. Участники пришли к выводу, что деятельность прихожан в Ростовской области во многом обусловлена казачьей идентичностью жителей станицы, посещающих храм. В этом случае на передний план выходит связь местного населения с казачеством и дворянскими семьями, что способствует их сплочению и самоорганизации.

Для описания кейса из Самарской области ключевой может стать категория «помощи». Изначально люди приходят в храм, чтобы помогать другим, и через это взаимодействие узнают друг о друге. При этом в благотворительных акциях храма участвуют не только прихожане, но и волонтеры, среди которых есть и неправославные.

Семинар № 14. 04.02.2025
На четырнадцатом семинаре проекта «Живые сообщества» участники продолжили обсуждение материалов из общей базы данных приходских общин. Встреча была посвящена отбору наиболее интересных и значимых кейсов, достойных включения в итоговую монографию. Также в ходе дискуссии удалось выделить несколько сквозных тем и категорий, объединяющих приходские общины из разных регионов. В частности, к числу сквозных относятся такие категории, как концепция «второго человека», роль настоятеля, деятельное служение, власть как инструмент развития (empowerment) и передача традиций.