Семинар “Теория Дарообмена”. Грант ПСТГУ

marcelmauss
Сроки семинара: 2015

Руководитель: Григорий Юдин

Участники семинара: прот. Николай Емельянов, Полина Батанова (Врублевская), Иван Забаев, Дарья Орешина, Иван Павлюткин, Татьяна Ларкина, Пётр Сафронов

О проекте
Необходимость интенсификации приходской жизни в РПЦ осознаётся всё более явно. Задача восстановления общины, с одной стороны, встаёт перед каждым отдельным священнослужителем, а с другой – является общей для клириков в самых отдалённых приходах.
Предыдущие исследования показали, что сплочённая приходская община способна оказывать влияние на разные аспекты поведения её членов. Однако механизмы функционирования общины по-прежнему неясны. А значит, неизвестно, возможно ли целенаправленно формировать общину и какие меры для этого могут быть предприняты. С одной стороны, очевидно, что приходская община является действующим фактором, опосредующим воздействие Церкви на жизнь людей. С другой стороны, сама община остаётся в значительной степени «чёрным ящиком» с непонятным внутренним устройством.

Для того, чтобы выявить механизмы функционирования приходской общины, необходима теория, способная описать причины формирования общины как надындивидуального единства, формы отношений между её составляющими, а также принципы её развития. На роль такой теории могла бы претендовать теория дарообмена. Достоинство этой рамки состоит в том, что он синтезирует философскую и культурную антропологию и демонстрирует, как устроена человеческая социальность на элементарном уровне – то есть позволяет понять механику формирования социальной сплочённости. Теория дарообмена традиционно имеет дело с вопросом о соотношении между индивидом и сообществом – вопросом о принципе взаимодействия, объединяющего людей в общину.

Семинар ставит задачу выявления механизмов, с помощью которых дарообмен способен формировать сообщества.

Основные вопросы семинара:

  1. В чём состоит основная мотивация человека в хозяйственной деятельности с точки зрения теории дарообмена?
  2. Если теория дарообмена сообщает что-то универсальное о природе человека, то в чём специфика дарообмена в условиях победившего утилитаризма? Каким образом утилитаризм и дар уживаются/конфликтуют?
  3. Каким образом с опорой на теорию дарообмена можно осуществлять экономическое/политическое управление? Как можно просчитать последствия целенаправленного воздействия, осуществляемого в этой рамке?
  4. Что прибавляет интерпретация явлений хозяйственной жизни с позиций теории дарообмена? Что становится видным из того, что в противном случае скрыто за здравым смыслом?
  5. Каким образом происходит выход за пределы утилитарного обмена? Какого рода действий требует такой выход – принципиально иной логики, просто переосмысления, институциональных реформ?

Основной метод семинара – анализ классических текстов по теории дара в соответствии со специальной схемой.

Для того, чтобы выяснить объяснительные возможности теории дарообмена, в рамках семинара будут использоваться транскрипты интервью, собранных в рамках проекта «Жизнь в долг» в 2014 году, а также в рамках других проектов семинара «Социология религии». Транскрипты выступят полигоном для применения теории. Кроме того, транскрипты представляют требующий анализа собой эмпирический материал, на основании которого участниками семинара могут быть написаны аналитические тексты.

В рамках семинара используются два формата работы – 1) анализ текстов; 2) анализ транскриптов интервью. Семинар проходит еженедельно и разбит на несколько тематических блоков. В рамках каждого блока первая встреча посвящается анализу текста, а последующие одна-две встречи – анализу транскриптов (с возможным привлечением вспомогательных теоретических текстов).

Публикации по теме

Орешина Дарья, Юдин Григорий. 2016. "Дарообмен и регуляция потребительского кредитования в сообществах: случай православных приходских общин." Социологический журнал, 22 (2): 110-134.

Ларкина Татьяна, Юдин Григорий. 2015. "Теория дарообмена и формирование сообществ." Материалы семинара "Социология религии", Серия: Теория дарообмена, 2015-15, М.: ПСТГУ.