Гражданская миссия университетов в России (социальное значение образовательных институтов). Грант РГНФ 12-33-01366

Грант РГНФ 12-33-01366

Руководитель: Иван Павлюткин

Участники проекта: Емельянов Николай, Козьмина Яна, Сафронов Роман, Иван Забаев

Сроки проекта: 2012-2013

Описание

В России, по сравнению с развитыми и многими развивающимися странами, одновременно наблюдаются два факта: высокий уровень образованности населения и низкий уровень его социального благополучия. С одной стороны, Россия входит в группу стран-лидеров (Канада, США, Дания, Норвегия) по охвату населения высшим образованием и доле занятого населения с высшим образованием. В вузы сегодня поступает более 80% выпускников школ и более трети выпускников колледжей. С каждым годом растет финансирование ведущих российских университетов, которые должны стать плацдармом для экономической модернизации и конкурентоспособности страны на мировом уровне. С другой стороны, Россия занимает первые места в мире по доле брошенных детей, разводов, потреблению крепких алкогольных напитков, героина, распространенности курения, уровню абортов, подростковых самоубийств. В России один из наиболее высоких коэффициентов социально-экономического неравенства, высокий уровень бездомности и численности заключенных, один из наиболее низких в мире показателей ощущения человека в безопасности и включенности в сообщество, тенденция к оттоку наиболее продуктивной части общества из страны (по разным исследованиям, от 30 до 50% молодежи хотели бы уехать из России). Актуальным становится вопрос о том, насколько высшее образование в России выполняет сегодня функцию производства общественного блага и возможно ли объективировать социальное значение отдельных образовательных институтов? Наблюдаются ли различия в сложившихся образовательных моделях российских университетов в связи с актуальностью третьей миссии?

Цель исследования состоит в объективации гражданской и социальной миссии российских высших учебных заведений (на примере нескольких университетов) и предложении соответствующей методологии для оценки её эффектов.

Первым этапом проекта является исследование “Конфессиональные университеты и теологическое образование в современном мире” (2011)

Информация о ходе проекта

В сентябре 2013 г. завершен полевой этап исследования. В исследовании приняли участие 2530 студентов из 10 вузов в 9 регионах (Белгород, Владивосток, Курск, Липецк, Москва, Омск, Пятигорск, Рязань, Тула)./Благодарим всех за принятое участие!

В настоящее время проходит анализ собранных данных и подготовка отчета.

Участие в конференциях

Иван Павлюткин. “Конструирование организации сквозь институциональные границы: случай Православного университета» (НИУ ВШЭ, конференция «Embeddedness and Beyond: Do Sociological Theories Meet Economic Realities». 28 октября 2012)

Роман Сафронов «Университет как транслятор социально значимых ценностей» (НИУ ВШЭ, конференция «Рождение и возрождение университетов», 20 октября 2012 )

Публикации по результатам проекта запланированы в конце 2013 г.

Публикации по теме

Pavlyutkin Ivan, Prutskova Elena, Melkumyan Elena. 2015. "Civic effects of higher education in Russia: religiosity, social capital and the ‘pure teaching effect’ of educational programmes." Tertiary Education and Management, 21 (3): 215-228.

Prutskova Elena. 2015. "Civic Effects of Higher Education in Russia: the Impact of Educational Programs." Higher Education in Russia and Beyond, 3, 14-15, Moscow.

Павлюткин Иван, Емельянов Николай. 2014. "Университет и дар: постановка проблемы." Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. , 6 (56): 21-37.

Павлюткин Иван, Забаев Иван. 2014. "Университет и два значения ответственности: объективация общественных эффектов образовательных институтов (на примере опроса выпускников православного университета)." Вопросы образования (2): 202-221.

Павлюткин Иван. 2013. "[Рецензия] Higton M. A. Theology of Higher Education. N. Y.: Oxford University Press, 2012. 284 p." Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия, 6 (50): 138-141.

Павлюткин Иван. 2012. "Конструирование организации сквозь институциональные границы: случай Православного университета." Москва: ПСТГУ.

Павлюткин Иван. 2012. "Высшее образование и ценности в России. Эффекты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Предварительные результаты социологического исследования)." Москва: ПСТГУ.

Сафронов Роман. 2012. "Университет как транслятор социально значимых ценностей." Москва: ПСТГУ.