Руководитель: Иван Павлюткин
Участники проекта: Емельянов Николай, Козьмина Яна, Сафронов Роман, Иван Забаев
Сроки проекта: 2012-2013
Описание
В России, по сравнению с развитыми и многими развивающимися странами, одновременно наблюдаются два факта: высокий уровень образованности населения и низкий уровень его социального благополучия. С одной стороны, Россия входит в группу стран-лидеров (Канада, США, Дания, Норвегия) по охвату населения высшим образованием и доле занятого населения с высшим образованием. В вузы сегодня поступает более 80% выпускников школ и более трети выпускников колледжей. С каждым годом растет финансирование ведущих российских университетов, которые должны стать плацдармом для экономической модернизации и конкурентоспособности страны на мировом уровне. С другой стороны, Россия занимает первые места в мире по доле брошенных детей, разводов, потреблению крепких алкогольных напитков, героина, распространенности курения, уровню абортов, подростковых самоубийств. В России один из наиболее высоких коэффициентов социально-экономического неравенства, высокий уровень бездомности и численности заключенных, один из наиболее низких в мире показателей ощущения человека в безопасности и включенности в сообщество, тенденция к оттоку наиболее продуктивной части общества из страны (по разным исследованиям, от 30 до 50% молодежи хотели бы уехать из России). Актуальным становится вопрос о том, насколько высшее образование в России выполняет сегодня функцию производства общественного блага и возможно ли объективировать социальное значение отдельных образовательных институтов? Наблюдаются ли различия в сложившихся образовательных моделях российских университетов в связи с актуальностью третьей миссии?
Цель исследования состоит в объективации гражданской и социальной миссии российских высших учебных заведений (на примере нескольких университетов) и предложении соответствующей методологии для оценки её эффектов.
Первым этапом проекта является исследование “Конфессиональные университеты и теологическое образование в современном мире” (2011)
Информация о ходе проекта
В сентябре 2013 г. завершен полевой этап исследования. В исследовании приняли участие 2530 студентов из 10 вузов в 9 регионах (Белгород, Владивосток, Курск, Липецк, Москва, Омск, Пятигорск, Рязань, Тула)./Благодарим всех за принятое участие!
В настоящее время проходит анализ собранных данных и подготовка отчета.
Участие в конференциях
Иван Павлюткин. “Конструирование организации сквозь институциональные границы: случай Православного университета» (НИУ ВШЭ, конференция «Embeddedness and Beyond: Do Sociological Theories Meet Economic Realities». 28 октября 2012)
Роман Сафронов «Университет как транслятор социально значимых ценностей» (НИУ ВШЭ, конференция «Рождение и возрождение университетов», 20 октября 2012 )
Публикации по результатам проекта запланированы в конце 2013 г.
Публикации по теме