Исповедь как способ конституирования общины православного храма

ПРОЕКТ: Исповедь как способ конституирования общины православного храма

ФИНАНСИРОВАНИЕ: Исследование проводится в рамках Программы научных исследований Фонда развития ПСТГУ и Фонда «Живая традиция» на 2024-2025 гг.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2024-2025

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Иван Забаев

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Светлана Баньковская, Елена Пруцкова, Валерия Елагина, Анна Зуева

О ПРОЕКТЕ

В современных социологических исследованиях общину часто понимают и как сумму людей, вовлеченных во внебогослужебные практики, – социальная работа, помощь нуждающимся или общение после службы и т.д. Таким образом, община приобретает качество агрегата, опознаваемого как социальный институт, благодаря функциям/практикам, направленным во вне самой общины. Феноменальное качество общины (как непрерывного процесса производства и воспроизводства ее целостности и при этом сохранении специфики православной общины sui generis, ее аутопойезис) остается не проясненным. Тогда как именно это направление исследовательского внимания на детали (микро-детали) общинной практики in vivo может дать представление о ресурсах ее конституирования, преобразования и устойчивости. В данном проекте мы исходим из предпосылки, что богослужебная деятельность оказывается конституирующей по отношению к религиозной общине. С одной стороны, это то, что создает ее именно как религиозную общину (в отличие от разнообразных НКО и / или клубов и групп по интересам, способных осуществлять различную социальную деятельность и организовывать взаимопомощь их членов друг другу). С другой стороны, сосредотачиваясь на богослужебной деятельности, мы акцентируем ее социальную составляющую. То есть пытаемся пройти между Сциллой мистического понимания общины (а вернее указанием на мистическую непознаваемость христианской солидарности) и Харибдой редукции общины храма к внебогослужебной деятельности. Община, таким образом, получает «объемное изображение»: с одной стороны, мы наблюдаем ее функционирование на внешнем контуре – в качестве социального института, сопряженного с другими социальными (не религиозными) институтами, а с другой – мы обращаемся к детальному (микрологическому) рассмотрению ее внутренней жизни, к самому процессу ее производства и воспроизводства, к ее внутренним ресурсам, обеспечивающим ее устойчивость во времени и специфическую организацию в пространстве. При этом надо иметь в виду, что это исследование внутренних ресурсов и деталей не означает субъектификацию или психологизацию такого подхода, т.е. обращения к внутренней жизни самих прихожан: нас интересует жизнь общины как организация общинных практик в конкретных деталях пространства и времени; собственно, прихожане – лишь одна из составляющих этих практик.