На иностранных языках
Melkumyan Elena, Prutskova Elena, Pavlyutkin Ivan. 2014. "Religiosity, Social Capital and Civic Engagement: Cluster Effects on Russian
Undergraduate Programmes
." Paper presented in track 5 at the EAIR 36 th Annual Forum in Essen, Germany 27-30 August 2014.
аннотация
"In spite of the significant growth in the number of students over the last 20 years, Russia is still
considered to be a country with a low level of civic engagement. Our study aims to respond to this contradictory
standing and to explain the causes of student civic engagement. The survey conducted in 10 state HEIs has
shown a difference in Civic Engagement Index values among students from four educational programmes. The
results of linear regression models have shown that in addition to the ‘pure effect’ of the educational
programme, such factors as religiosity and social capital influence student civic engagement."
Pavlyutkin Ivan. 2014. "Gifts, Debts or Pin Money? On the Moral Ambiguity of Academic Contract in Russian Higher Education." Higher Education in Russia and Beyond, 2, 12-13, Moscow.
Pavlyutkin Ivan, Yudin Greg. 2014. "Recording the ambiguity: the moral economy of debt books in a Russian small town." Working papers by NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology", No. WP BRP 49/SOC/2014, Moscow.
МОНОГРАФИИ
Воронцова Елена, Антонов Константин, др. и. 2014. «Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России XX - начала XXI в. М.: ПСТГУ.
ПЕРЕВОДЫ
Кострова Елизавета, Забаев Иван. 2014. "Пер. с нем.: Лукман Т. Дополнение к третьему немецкому изданию «Невидимой религии». ." Социологическое обозрение, 1 (13): 139-154, Москва.
аннотация
"В данном тексте Лукман, спустя более чем 20 лет после выхода первого издания «Невидимой религии», обобщает и проясняет свою позицию, изложенную в самой книге. Он спорит с представлением о падении роли религии в современном обществе и о растущей светскости нашего времени, настаивая на таком понимании религии, которое не сводило бы ее к интуициям западного человека. Основанием для определения религии для Лукмана становится понятие трансценденций, которые он делит на «малые», «средние» и «большие». Именно опыт последних, «больших», трансценденций, уводящих человека прочь от повседневности в иную реальность, играет ключевую роль в возникновении того, что подразумевается под религией. Иерархии трансценденций поставлена в соответствие иерарахия знаков, которые позволяют превратить содержание субъективного опыта трансценденций в интерсубъективную реальность. Средством аппрезентации «больших» трансценденций оказывается символ, а его реализацией в качестве социального действия — ритуал. Благодаря определенному набору коммуникативных действий, через посредство символических и языковых средств происходит превращение субъективного опыта трансценденции в объективную социальную конструкцию, так что опыты трансценденций становятся интерсубъективными и в виде этих символических конструкций подвергаются обсуждению, изменению и толкованию. В заключение Лукман обращается к положению религии в современном обществе, характеризуя его как «приватизацию» религии. Для Лукмана важно, что пошатнувшееся положение традиционных религий и ритуалов никоим образом не позволяет говорить о снижении общей религиозности, поскольку значение «больших» трансценденций не уменьшилось; речь может идти только о смене прежнего способа существования религии в обществе."
СТАТЬИ
Pavlyutkin Ivan. 2014. "Gifts, Debts or Pin Money? On the Moral Ambiguity of Academic Contract in Russian Higher Education." Higher Education in Russia and Beyond, 2, 12-13, Moscow.
Pavlyutkin Ivan, Yudin Greg. 2014. "Recording the ambiguity: the moral economy of debt books in a Russian small town." Working papers by NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology", No. WP BRP 49/SOC/2014, Moscow.
Воронцова Елена. 2014. "Современное бытование духовных стихов в среде старообрядцев Южной Вятки." Антропологический форум, 2014, 23, 38-51.
Врублевская Полина. 2014. "Православная религиозность как система восприятия на примере изучения участия в церковном обряде венчания." In Сборник «Вера и религия в современной России», 90-101, М: "СРЕДА".
Забаев Иван, Пруцкова Елена, Орешина Дарья. 2014. "Социальный капитал русского православия в начале XXI в.: исследование с помощью методов социально-сетевого анализа." Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 1 (32): 40-66.
аннотация
"The article examines the influence of religion on social capital formation in Russia. The study suggests that active involvement of the parishes in the organization of social work, based on the principles of delegation of power and authority from priests to the laity, increases the parish social networks, attaching more lay people to it, including those who are "unchurched". The data for the article come from the research projects conducted in 2011 – 2013 at the "Sociology of Religion" Research Seminar, St. Tikhon’s Orthodox University: a mass survey of parishioners of 12 Russian Orthodox Church parishes, located in different types of settlement and in different regions of Russia (the total sample size is 985 respondents); in-depth interviews with parishioners and priests at 15 Russian Orthodox Church parishes (153 interviews altogether); and the first wave of a nationwide survey "OrthodoxMonitor" (national representative sample of 1500 respondents)"
Колошенко Юлия, Юдин Григорий. 2014. "Стратегии производства туристического опыта в малом городе: локальное сообщество и символическое конструирование в г. Мышкин." Лабиринт, 5, 5-14, Москва.
Крихтова Татьяна. 2014. "Опыт исследования молодежных протестантских групп." Релігієзнавчі нариси, 5.
Крихтова Татьяна. 2014. "Репрезентация этничности в памятниках и связанных с ними практиках на Левашовском мемориальном кладбище." Этнографическое обозрение, 2, 139-152.
Крихтова Татьяна. 2014. "Русскоязычная евангельская церковь в Хельсинки: церковь – диаспора." Сделано в Европе: взгляд российских исследователей. Сб. статей под ред. Е. Белокуровой и М. Ноженко: в 2 т., СПб : Норма.
Орешина Дарья. 2014. "Изучение приходских общин в социологии: контексты исследования и основные подходы к концептуализации ." Социология: методология, методы, математическое моделирование, 39, 99-126.
аннотация
"Приходская община – это концепт, описывающий процессы, происходящие как в религиозной, так и нерелигиозной жизни, в частности, связанные с социальной политикой государства, функционированием гражданского общества. В социологических исследования приходские общины становятся самостоятельным объектом изучения, либо же рассматриваются с точки зрения их социальных функций (в системе социального обеспечения, в процессе формирования социального капитала и сетей поддержки, и т.п.). При этом в социологической литературе отсутствует разработанная концептуализация понятия приходской общины, методологической и теоретической рефлексии общины не проводится.
В данной статье представлен аналитический обзор подходов к концептуализации приходских общин в социологии. Предложенная классификация исследований приходский общин позволяет получить представление об основных направлениях изучения общин в социальных науках, а также о возможностях и ограничениях существующих подходов к концептуализации понятия «приходская община». "
Павлюткин Иван, Емельянов Николай. 2014. "Университет и дар: постановка проблемы." Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. , 6 (56): 21-37.
аннотация
"В статье предлагается ввести понятие дара в теорию и практику университетской жизни. Предположение авторов состоит в том, что реализация идеи университета связана с особым типом его организации, который предполагает отношения дара в качестве связующего элемента в процессе передачи знания. Если знание дается как дар и в ситуации дара, то университетская среда неизбежно должна включать в себя отношения дара. Дар описывается как богословская и антропологическая категория, а затем соотносится с концепциями образования зарубежных богословов и идеями современных экономистов. Опираясь на понятие дара, формулируется проблема современного университета, которая заключается в его экономической обусловленности и проникновении рыночного мышления в академическую среду. Знание как безусловная ценность, обращающееся в круге обмена дарами, на практике смешивается с утилитарным обменом, в котором знание приобретает свою цену, что неизбежно отражается на взаимодействии преподавателей, студентов и администрации."
Павлюткин Иван, Забаев Иван. 2014. "Университет и два значения ответственности: объективация общественных эффектов образовательных институтов (на примере опроса выпускников православного университета)." Вопросы образования (2): 202-221.
аннотация
"Авторы рассматривают высшее образование как важный источник не только частного, но и общественного блага. Университетам вменяется особая ответственность за формирование общества. При обилии работ, привлекающих формальные экономические и организационные показатели для описания качества высшего образования и эффективности университетов, сегодня почти нет исследований, в которых объектом выступали бы выпускники вуза как носители определенной культуры. Авторы предлагают способ демонстрации общественных эффектов университета на основании ценностных ориентаций и жизненных практик его выпускников. Данные были получены в результате онлайн-анкетирования более трети выпускников Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, проживающих более чем в 100 населенных пунктах России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Их ценности и жизненные практики сравниваются с таковыми совокупной выборки российского населения, информация о которой получена в ходе общероссийских и международных опросов, посвященных семейным отношениям, гражданской вовлеченности, ценностям занятости, социальному капиталу и практикам потребления. На основании полученных результатов сформулирована гипотеза о значении православного университета для отбора и формирования людей, разделяющих ценности ответственности и реализующих их на практике."
Пруцкова Елена. 2014. "Влияние религиозности на базовые ценности населения европейских стран: эффект первичной религиозной социализации ." XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Книга 3 Отв. ред. Е.Ясин, 527-536, М.: НИУ ВШЭ.
Пруцкова Елена. 2014. "Религиозная социализация: проблемы концептуализации и соотнесения микро- и макро- уровней анализа ." Социология религии в обществе Позднего Модерна: сборник статей по материалам четвертой Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 12 сентября 2014 г. / Отв. ред. С.Д. Лебедев , 80-88, Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ».
аннотация
"Религия содержит определенный набор установок, норм и ценностей, которые передаются (приобретаются) в ходе социализации. Религиозная социализация – это процесс взаимодействия, в ходе которого религиозные нормы и ценности передаются от одного поколения к другому, от членов группы к тем, кто вновь присоединяется к группе. В докладе обсуждается проблема определения понятия религиозной социализации и его применения в анализе социологических данных на микро- и макро- уровне. "
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ
Пруцкова Елена. 2014. "Religiosity and values in Europe: National context and religious socialization effect
." The 22nd Nordic Conference for Sociology of Religion Change and Continuity – Religion, State, Civil Society (P.29).
РЕЦЕНЗИИ
Забаев Иван, Антонов Константин. 2014. "[Рецензия]Ситников А. В. Православие, институты власти и гражданского общества в России. СПб.: Алетейя, 2012. 248 с." Вестник ПСТГУ. Серия 1. Богословие. Философия, 6 (56): 149-157.
Кострова Елизавета. 2014. "[Рецензия]Matovina T. Latino Catholicism. Transformation in America’s Largest Church. Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2012. 328 p." Вестник ПСТГУ. Серия 1. Богословие. Философия, 6 (56): 136-140.
Пруцкова Елена, Мелкумян Елена. 2014. "[Рецензия] Annual Review of the Sociology of Religion. Volume 3. New Methods in the Sociology of Religion / L. Berzano, O. Preben Riis, eds. Leiden; Boston: Brill, 2012. XVIII + 292 p. ." Вестник ПСТГУ. Серия 1. Богословие. Философия. , 6 (56): 141-145.
аннотация
"Вып. 6 (56) (в печати)."
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
Орешина Дарья. 2014. "Социальная деятельность приходских общин и конфессиональных организаций. Обзор социологических исследований." Материалы семинара "Социология религии", Серия: Социальная деятельность конфессиональных организаций, 2014-14, М.: ПСТГУ.
аннотация
"Целью данного текста является обзор социологических подходов к изучению конфессиональной социальной деятельности на разных этапах конгрегациональных исследований (то есть исследований приходских общин). Обзор опирается преимущественно на американские публикации и в меньшей степени – на исследования британских социологов. Именно в США, в связи с определенным социально-политическим и институциональным контекстом, тема конфессиональной социальной работы оказалась чрезвычайно актуальной для исследователей.
Обзор состоит из двух частей и приложения. В первой части работы выполнен обзор различных подходов к эмпирическим исследованиям приходских общин. Вторая часть посвящена исследованиям религиозной общины (конгрегации/прихода/мечети/церкви) как провайдера социальных услуг.
В приложении представлены некоторые актуальные подходы к типологизации и классификации программ конфессиональной социальной деятельности.
Представленные в обзоре подходы к исследованию конфессиональной социальной деятельности, а также подходы к классификации и типологизации конфессиональных социальных программ и их провайдеров могут быть полезным источником при разработке методологии изучения конфессиональной социальной помощи в российском контексте."
БИБЛИОГРАФИИ
ПРОГРАММЫ КУРСОВ